3 сентября 2018 г. в России заработал закон о финансовом омбудсмене.

Финансовые уполномоченные (главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сфере услуг) – это специальные должностные лица, в силу закона наделённые правом по досудебному разрешению споров. Финансовый омбудсмен поможет обычным людям, потребителям финансовых услуг,  защитить права в спорах с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми и прочими организациями. Сейчас большинство потребителей при возникших спорах впадают в панику, тратят немалые деньги на посредников или по малейшему поводу идут в суд. Число исков измеряется сотнями тысяч, а рассмотрение дел тянется месяцами.

В перспективе институт уполномоченного должен уменьшить число споров, в том числе судебных, между гражданами и финансовыми организациями. И таким образом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Это одни из основных задач, которые, по мнению Банка России, должен решить омбудсмен.

Обращения граждан к финансовому омбудсмену рассматриваются бесплатно, но подача обращения профессиональным посредником, то есть юристом, осуществляется на платной основе.

Финансовый омбудсмен рассматривает все вопросы, затрагивающие все секторы финансового рынка. Омбудсмен будет рассматривать претензии к финансовой организации, если лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора не превышает  пятисот тысяч рублей. Имущественные споры по ОСАГО будут рассматриваться вне зависимости от суммы. И, что очень важно, обращаться к омбудсмену нужно до подачи иска в суд.

Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение уполномоченного участниками финрынка.  С 1 июня 2019 года институт финомбудсмена станет обязательным для страховых организаций, предоставляющих услуги по заключению договоров «моторного» страхования, то есть ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Страховые организации в части остальных видов страхования (кроме обязательного медстрахования) присоединятся с 28 ноября 2019 года. С 1 января 2020 года обязательность распространится на микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года — на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, НПФ.

Добровольное вступление к системе финансовых уполномоченных финансовые организации могут осуществить уже через 90 дней после вступления закона в силу — с 3 декабря 2018 года. И вполне возможно, что часть споров начнёт решаться раньше. Пока финомбудсмен только приступает к работе, обращения можно по-прежнему направлять в интернет-приемную Банка России.

Куда и кому подать жалобу жителю Челябинской области?

Подать обращение финансовому уполномоченному можно в электронном виде на сайте (в скором времени появится Интернет-портал), через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8:00 до 20:00, а некоторые — круглосуточно и без выходных.

Закон обязывает финансовые организации в определённые сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться её решить. Поэтому сначала нужно обратиться за урегулированием спора к участнику финансового  рынка. Закон обязывает организацию направить ответ гражданам не позже 15 рабочих дней для претензий, поданных в течение полугода с момента возникновения спора в электронном виде, и 30 рабочих дней для остальных случаев

Если вместо потребителя заявителем выступает третье лицо, то в этом случае порядок рассмотрения споров остаётся прежним: третье лицо также обязано сначала обратиться в финансовую организацию и лишь затем — к финансовому уполномоченному. Следует отметить, что обращение профессиональных посредников к омбудсмену будет на платной основе.

Далее, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финорганизацию и даёт ей шанс ещё раз договориться с заявителем. На этом этапе организация либо может полностью выполнить требование заявителя (и представить омбудсмену подтверждение, например платёжку), либо договориться с гражданином о возможном урегулировании спора — в таком случае между ними оформляется соглашение.

Сроки рассмотрения решения финансовым омбудсменом

При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение 15 рабочих дней (также ему даётся ещё 10 дней для проведения необходимой экспертизы). Если вместо гражданина к омбудсмену обратился профессиональный посредник, то спор рассматривается в течение 30 рабочих дней. Основная форма рассмотрения спора — заочная. То есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов России на рассмотрение спора.

Решения финансового уполномоченного обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении. То есть не менее 10 и не более 30 дней после вступления решения в силу. Если участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки, это будет считаться «надлежащим исполнением договора».

В случае игнорирования решения финансового омбудсмена,  он уведомляет об этом Банк России и выдаёт специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения.

В случае несогласия с решением омбудсмена любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу. Если организация оспаривает решение омбудсмена в суде и проигрывает, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финорганизации в пользу потребителя 50 процентов штрафа от суммы удовлетворённой претензии.

Главным финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в России назначен Юрий Воронин.

Также напоминаем, что в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» 26 октября 2017 года открылась круглосуточная постоянная горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг. Граждане смогут задать свои вопросы круглосуточно по телефону: 8 800-100-29-26.

Информация  подготовлена с использованием интернет-ресурсов

PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com