Осторожно мошенники!!!
Осторожно мошенники!!!
Мероприятия по профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Информация по профилактики в сфере противодействия дистанционным хищениям денежных средств за 3 месяца 2023 года на территории области:
За указанный период число зарегистрированных на территории Челябинской области преступлений в сфере информационно- телекоммуникационных технологий возросло на 8,2% (с 4282 до 4633; +351 преступление).
Данная ситуация обусловлена динамикой роста регистрации мошенничеств +26,5% (с 1553 до 1964, +411 преступлений) и семикратным (+779%; до 255) увеличением числа возбужденных уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 272 УК России.
Причины:
1.В условиях пандемии COVID-19 и проведения специальной военной операции расширилась практика предоставления услуг (в том числе финансовых- получение кредитов, пособий и т.п.) в дистанционном режиме, в том числе с использованием уязвимых акаунтов на портале Государственных услуг (число пользователей которых возрастает). В результате:
1.1. В 2023 году наблюдается рост фактов неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК России) путем взлома личных аккаунтов на портале Государственных услуг – 135 (10; 1250%)
фактов, а также социальных сетей 89 (7; +1171,43%). Указанные деяния, как правило, являются способом совершения дистанционных хищений.
1.2.Наибольший рост мошенничеств составили преступления, совершенные в кредитно-финансовой сфере, посредством персональных данных потерпевших 149 (51; +192,16%) – от имени потерпевшего, используя заблаговременно похищенные персональные данные, совершаются финансовые сделки (дистанционно оформляются кредиты и т.п.).
2. Расширение практики бесконтактных сделок и приобретения товаров и услуг ON-Line широко используется преступниками. На 72,18% (с 133 до 223) возросло число мошенничеств, совершенных под предлогом инвестирования на бирже, на 30,89% (с 259 до 339 ) путем оплаты по объявлениям с рекламой об оказании услуг, о покупке – продаже в сети Интернет.
В рамках профилактики преступлений, совершаемых с использованием методов социальной инженерии, необходимо постоянно повышать уровень киберкультуры как одного из важнейших элементов противодействия хищению персональных данных и денежных средств.
Эффективным инструментом повышения уровня киберкультуры противодействия хищениям денежных средств является информирование о новых способах мошенничеств и правилах «финансовой безопасности».
Информационные материалы о способах предотвращения и профилактики мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, размещенны на сайтах Центрального Банка России https://cbr.ru/information_security/pmp, финансовая культура https://fincult.info/rake, а также аудио и видеоролики, баннеры доступны по следующей ссылке: https://disk.yandex.ru/d/pNKqtLbEb4jjaA, https://disk.yandex.ru/d/dkdFo0JouTizvg
Также на официальном сайте Министерства общественной безопасности Челябинской области в разделе «Деятельность» («Мошенничества в сети интернет и с использованием мобильных устройств связи» в подразделе «Защита населения») размещены информационные материалы, направленные на профилактику преступлений данного вида (аудио – и видеоролики, видеозаставки, буклеты, памятки и листовки).
Информация
об основных криминологических характеристиках дистанционных мошенничеств, совершённых на территории Челябинской области в 2023 году
1. Преступления совершены: |
Доля потерпевших от общего количества потерпевших от дистанционных мошенничеств (в %) |
|
Под видом сотрудника банка, сотрудника правоохранительных органов (примеры: с информацией о якобы блокировке карты, списании денежных средств, оформлении кредита, необходимости обновления приложения) |
47% |
|
Объявления с рекламой об оказании услуг, о покупке-продаже на Интернет порталах бесплатных объявлений, в Интернет-магазинах, в социальных сетях, а также на ресурсах по пассажироперевозкам (примеры: «BlaBlaCar», фишинг) |
15,2% |
|
Оформление кредита в микрофинансовых организациях, банке посредством использования недостоверных данных или без намерений его выплаты. |
15% |
|
Помощь родственнику, который якобы попал в дорожно -транспортное происшествие. |
9,9% |
|
Под предлогом инвестирования на бирже, вложения в криптовалюту. |
9,7% |
|
Взлом аккаунта в социальных сетях. |
1,7% |
|
Под предлогом возврата или компенсации денежных средств за ранее приобретённые биологически активные добавки (БАДы) |
0,7% |
|
Иные способы (под предлогом оказания интимных услуг, обучение на курсах). |
0,6% |
|
Оформление кредита в микрофинансовых организациях, банке без ведома потерпевшего. |
0,2% |
|
Хищение денежных средств с использованием реквизитов банковской карты, которые ранее использовались владельцем карты при продаже/покупке через Интернет. |
0,1% |
|
|
||
2. Возрастные категории потерпевших: |
||
До 20 лет. |
0,6% |
|
От 21 года и до 35 лет. |
19,3% |
|
От 36 лет и до 50 лет. |
37,2% |
|
От 51 года и до 70 лет. |
32,1% |
|
От 71 года и старше. |
10,8% |
|
|
||
3. Род занятий потерпевшего: |
||
Учащийся, студент. |
1% |
|
Государственные служащие, сотрудники бюджетной сферы. |
4,5% |
|
Работники коммерческих организаций. |
39,8% |
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые. |
15% |
|
Пенсионеры. |
20,4% |
|
Безработные. |
19,3% |
|
|
||
Пол |
||
Женский |
39,1% |
|
Мужской |
60,2% |
Наиболее распространённые способы совершения мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий:
1. Мошенничество, совершаемое посредством подменной телефонии. Мошенник звонит потерпевшему с подменных номеров (номерная емкость начинается с 8800, 495, 499, а также с использованием номеров телефонов реально существующих ведомств, организаций, государственных органов, применяя специальное оборудование), представляясь сотрудником банка, полиции, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, информирует гражданина о подозрительных финансовых операциях по его банковского счету, попытках оформления кредита, перевода денежных средств со счёта, либо сообщает о розыске, задержании преступников, совершающих хищения денежных средств с расчетных счетов граждан, при этом извещает о необходимости соблюдения «тайны следствия». Далее мошенник, используя методы психологического воздействия и пользуясь доверчивостью граждан, вынуждают потерпевшего сообщать персональные данные, сведения о финансовом состояния, о наличии автотранспорта в собственности. Затем под манипулятивным воздействием мошенника, потерпевший переводит денежные средства на якобы безопасные расчетные счета (в отдельных случаях, переводя деньги, вырученные от срочной продажи автотранспорта. Сделку по срочной продаже автотранспорта организуют сами мошенники). Потерпевшие: все категории граждан, независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.
2. Мошенничество, совершаемое под предлогом оказания содействия родственнику, якобы попавшему в дорожно-транспортное происшествие или якобы задержанному правоохранительными органами. Денежные средства потерпевший передаёт прибывшему к нему курьеру, который в дальнейшем перечисляет полученные денежные средства на указанные мошенниками банковские счета, при этом 15% оставляя себе. Потерпевшие: основная часть – пожилые люди.
3. Мошенничество, совершаемое под предлогом дополнительного заработка, участия в торгах на бирже, инвестирования в ценные бумаги. Граждан заманивают яркими вывесками, названиями созвучными с названиями крупных нефте/газодобывающих компаний и холдингов, таких как Газпроминвестии, ТинькоффИнвест, «исключительными» предложениями, возможностью получения высокого дохода, вынуждают потерпевшего вносить крупные суммы, без возможности вывода денежных средств в дальнейшем. Потерпевшие: все категории граждан, независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.
4. Мошенничество с использованием торговых площадок Авито, Юла, объявлений о купле/продаже в социальных сетях:
– путем размещения «липового» объявления о продаже товара по цене значительно ниже рыночной. Как правило, переписка между покупателем и мошенником ведется на торговой площадке либо с использованием мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber. В ходе общения мошенник «втирается» в доверие и вынуждает жертву оплатить товар полностью либо внести предоплату путем электронных переводов. После оплаты контакты с покупателем прекращаются, его блокируют, объявление удаляют.
– хищения денежных средств под предлогом покупки товара. В данном случае переписка между продавцом и мошенником также ведется с использованием сообщений на сайте, либо с использованием мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber. Продавца убеждают направить товар Авито, Юла доставкой, сообщая, что товар оплачен, и для получения денежных средств необходимо перейти по ссылке, которую скидывают на телефон продавца. После перехода по ссылке продавец попадает на фишинговый сайт Авито, Юла, где вносит свои персональные данные и реквизиты банковской карты, сумму для получения. После нажатия на «окно» «Получить деньги», денежные средства списываются с расчетного счета продавца. Кроме того, в дальнейшем мошенники убеждают продавца, что произошел сбой и для возврата денежных средств необходимо обратиться в службу поддержки, перейдя по ссылке. Продавец, перейдя по ссылке, вновь попадает на фишинговый сайт, где указывает свои данные, реквизиты карты и сумму, якобы необоснованно списанную. После нажатия на «окно» получить деньги, с расчетного счета продавца повторно списываются денежные средства.
5. Хищение денежных средств с использованием социальных сетей. От имени потерпевшего его знакомым, друзьям, родственникам приходит сообщение с просьбой одолжить денежные средства. Также злоумышленники рассылают сообщение о сборе денежных средств на лечение больного ребенка, похороны и т.д.
6. Сайт по поиску попутчиков («BlaBlaCar»): мошенники размещают на сайте объявления с предложением услуги по пассажироперевозке. Когда пользователь откликается на объявление, мошенник в чате на сайте BlaBlaCar просят его связаться с ним в WhatsApp по определённому номеру телефона. Затем, в ходе переписки в WhatsApp клиенту предлагают оплатить поездку и скидывают ему ссылку на фишинговый сайт для оплаты поездки. После перехода на сайт, пользователь вводит реквизиты своей банковской карты, далее денежные средства списываются на счёт мошенники.
7. Оформление кредита в микрофинансовых организациях без ведома потерпевшего. Хищение осуществляется путём перебора сим-карт для поиска активного акканута заёмщка и использование личного кабинета лица, ранее оформлявшего в микрофинансовых организациях заём.
8. Под предлогом получения возврата или получения компенсации денежных средств за ранее приобретенные биологически активные добавки (БАДы): мошенники, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, в телефонном разговоре с потерпевшим сообщают тому, что задержали преступников, занимавшихся ранее продажей некачественных пищевых добавок. Для получения компенсации необходимо оплатить налог, открытие счета, транзакцию и т.п. В результате граждане, рассчитывая получить компенсацию, перечисляют мошенникам денежные средства, сумма которых превышает сумму обещанной компенсации.
Приведенные способы не являются исчерпывающими. Мошенники подстраиваются под экономические, социально-политические тенденции в обществе, моделируя манипулятивные схемы совершения преступления. Так, в последнее время зафиксированы случаи хищения денежных средст с использованием средств связи, когда мошенники под видом оператора сотовой связи, предлагают сменить тариф на более выгодный, отключить нежелательную рассылку, в результате граждане сами сообщают мошенникам поступающие на телефоны «одноразовые» коды. В результате, мошенники получали доступ к мобильным устройствам и личным кабинетам, похищали денежные средства. Также имеются случаи, когда мошенники представлялись сотрудниками портала «Госуслуг» и Министерства обороны Российской Федерации, похищали денежные средства под предлогом оказания помощи военнослужащим Российской Федерации, участвующим в спецоперации на Украине.